Функции РОПа: от стратегии к ежедневным задачамЧтобы понять, насколько ваш РОП эффективен, важно знать, что он должен делать. Разделим его обязанности на несколько уровней: ежедневный, еженедельный, ежемесячный и регулярный функционал.
Ежедневные задачи- Утренняя планерка. Обычно планерка длится 15-20 минут, во время которой команда ставит себе планы на день. Например, обработать 100 заявок и сделать 20 продаж на 2 000 000₽. Цель РОПа — сфокусировать команду и замотивировать ее на достижение плана продаж.
- Написание регламентов. Менеджеры по продажам, особенно новички, регулярно задают одинаковые вопросы и отвлекают РОПа. Чтобы сэкономить время и нервы, руководителю важно написать небольшие регламенты о том, как решать повторяющиеся проблемы, а также ответы на регулярно повторяющиеся вопросы сотрудников.
- Короткая обратная связь каждому менеджеру. Руководитель должен уметь выстраивать с командой диалог. Конструктивная обратная связь о том, что менеджеру можно улучшить, помогает не только завязать диалог, но и показать вовлеченность РОПа в общее дело.
- Контроль работы менеджеров по продажам: проверка звонков и переписок с клиентами, контроль заполнения CRM-системы и выполнения задач.
- Вечерняя планерка. Обсуждение фактических результатов за день: сколько заявок удалось обработать, сколько оплат и выставленных счетов, удалось ли выполнить план на день, а если нет, то что помешало это сделать.
Еженедельные задачи- Обучение команды. Каждую неделю РОП делится своими знаниями с командой, чтобы менеджеры могли решать возникающие при работе проблемы самостоятельно. Например, можно провести анализ звонка с проблемным клиентом или разобрать обучающее видео по продажам. Важно, чтобы обучение было практическим, а не абстрактным.
- Индивидуальные беседы с менеджерами. Если менеджер не выполняет план продаж, то дело может быть в личных моментах: проблемах в семье или со здоровьем. В этот период РОПу следует поддержать сотрудника и помочь ему найти мотивацию для дальнейшей работы.
- Совещание с командой и руководством. Подведение итогов недели и планирование задач на следующую неделю.
- Анализ конкурентов. Хороший РОП всегда держит руку на пульсе и знает, как обстоят дела у конкурентов. Какие каналы продаж они используют, какие технологии внедряют и как быстро связываются с клиентами. В сборе информации могут участвовать менеджеры.
- Отчеты для руководства. Еженедельные отчеты позволяют понять, какую работу проделал отдел продаж, почему удалось или не удалось выполнить недельный план и почему в отделе работают именно эти сотрудники.
Ежемесячные задачи- Подведение итогов месяца. Подробный отчет о том, как был выполнен план продаж или почему его не выполнили. Награждение лучших сотрудников, похвала на общем собрании или указание на точки роста. В результате вся команда будет в курсе планов компании, а собственники получать прозрачный анализ работы отдела продаж.
- Анализ ключевых показателей (KPI): выполнение плана продаж, конверсия заявок в покупки, средний чек, скорость обработки заявок, количество активных клиентов и их LTV (пожизненная ценности клиента). В каждом бизнесе свои приоритеты и KPI могут отличаться.
- Планирование на следующий месяц. РОП должен четко знать, какие задачи стоят перед командой, и распределить их таким образом, чтобы каждый сотрудник понимал свою роль. Например, если нужно увеличить продажи на 20%, значит эта цифра отражается в плане продаж каждого менеджера.
Регулярные задачи- Адаптация новых сотрудников. Текучка кадров в отделе продаж — обычная ситуация. Поэтому РОП может разработать карту продукта, должностную инструкцию и историю компании. Эта информация поможет новым сотрудникам понять свои основные обязанности и включиться в рабочий процесс.
- Разработка скриптов продаж. Скрипты продаж создаются для каждого нового продукта. Если их нет, то менеджеры по продажам начинают давать клиентам разобщенную информацию, что негативно сказывается на имидже компании.
- Корректировка действующих скриптов продаж. Условия рынка, продукты и их восприятие клиентами постоянно меняются. Поэтому РОПу необходимо регулярно обновлять скрипты продаж. Например, если конкуренты демпингуют рынок и клиенты об этом знают, то не стоит говорить, что цена самая выгодная на рынке. Клиенты будут думать, что их обманывают и вряд ли станут сотрудничать с компанией.
Как видите, обязанности РОПа гораздо шире, чем создание плана продаж и его выполнение. А конечным ценным продуктом (ЦКП) руководителя являются: деньги на расчетном счету компании от клиентов и норма прибыли в соответствии с планом продаж. Причем руководитель выполняет свой ЦКП руками менеджеров, а это еще один ценный продукт.
Роль РОПа в компании невозможно недооценивать. Потому что настоящий профессионал, который контролирует не только цифры, но и рабочие процессы, выполняет следующие функции:
- Участвует в разработке стратегии компании и планов развития.
- Декомпозирует стратегию компании на краткосрочные действия и доводит их до сотрудников отдела продаж.
- Регулярно собирает аналитические данные о рынке, клиентах и конкурентах. Передает все данные собственнику компании вместе с анализом.
- Занимается оперативным управлением линейным персоналом. Проводит ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные мероприятия.
- Планирует работу отдела продаж и помогает
Как оценить работу РОПа?Оценивать РОПа нужно не только по количеству выполненных задач, но и по качеству процессов, которые он выстраивает. Вот как это сделать:
1. Регулярно анализируйте показатели.Сравнивайте текущие KPI с предыдущими периодами, чтобы понять динамику. Например, количество новых клиентов может увеличиться, но продажи останутся на том же уровне. Если на протяжении трех и более месяцев наблюдается негативная динамика, необходимо задуматься о смене руководителя.
2. Сравните результаты с рыночными стандартами.Например, если в вашей отрасли средняя конверсия — 15%, а ваш РОП удерживает её на уровне 10%, есть над чем задуматься.
3. Оценивайте влияние на команду.РОП — это производитель продавцов. Посмотрите, как его работа влияет на рост навыков и продуктивности сотрудников. Если личный план менеджеров растет и они начинают больше продавать — это заслуга руководителя.
Для того чтобы вы могли провести качественный аудит работы своего руководителя, мы подготовили для вас
чек-лист, в котором подробно описаны все обязанности РОПа, бизнес-процессы, которые он создает, должностная инструкция и его функционал.Оставьте заявку, чтобы получить эффективный инструмент для оценки РОПа и убедиться, что он соответствует требованиям вашего бизнеса.