Что такое корпоративная культура и зачем она нужнаКорпоративная культура — это совокупность ценностей, норм, традиций и правил, которые формируют уникальный стиль компании. Она отражает
то, как компания ведет себя внутри и снаружи. Это невидимый, но мощный механизм, который влияет на:
- Мотивацию сотрудников. Люди с большей отдачей работают в компаниях, где ценности и миссия совпадают с их личными убеждениями.
- Приверженность команды. Сильная корпоративная культура создает чувство принадлежности, а значит, сотрудники не спешат искать новое место работы. Даже если им предложат больше денег, они все равно останутся в вашей компании.
- Повышение производительности. Команды, в которых каждый сотрудник знает общую цель и понимает свою роль в ее достижении, работают эффективнее и реже выгорают.
- Репутацию компании. Хорошая культура помогает привлекать топовых специалистов и укреплять HR-бренд работодателя.
Корпоративная культура — это стратегический актив компании. Если он не развит, рано или поздно бизнес столкнется с проблемами: от снижения мотивации и невыполнения планов до серьезных конфликтов внутри коллектива.
Как оценить свою корпоративную культуруВ каждом бизнесе есть три уровня управления:
- Управление действиями и решениями.
- Системное управление.
- Управление культурой (синхронизация ценностей).
Многие предприниматели обычно застревают на первом уровне.
Прежде чем выстраивать новую корпоративную культуру, важно понять, где вы сейчас находитесь. Если кажется, что корпоративной культуры у вас нет, значит она в неудовлетворительном состоянии.
По нашему опыту, одной из самых эффективных методик является оценка 360 градусов. Она позволяет комплексно оценить корпоративную культуру и профессиональное поведение сотрудников. Кроме опроса коллег, здесь учитываются отзывы руководителей, подчиненных, собственников и клиентов.
После того как вы объяснили всем сотрудникам ценности компании, через 2-3 месяца необходимо провести опрос по методике 360 градусов. Основная цель — понять, удалось ли сотрудникам внедрить корпоративные ценности в свою работу и поведение.
Вот несколько вопросов, которые помогут провести диагностику:
- Ценности компании. Понятны ли миссия и ценности компании каждому сотруднику? В каких действиях сотрудника отражаются ценности компании?
- Роль руководителей. Руководство служит примером для команды или демонстрирует поведение, которое не согласуется с корпоративными ценностями?
- Коммуникация. Прозрачна ли коммуникация в компании? Сотрудники получают обратную связь всегда, когда она необходима?
- Атмосфера в коллективе. Комфортно ли сотрудникам делиться своими мыслями и участвовать в жизни компании (брейнштормах, корпоративах, стратегических сессиях)? Нравится ли сотрудникам работать в офисе или хочется перейти на удаленку?
- Мотивация и вовлеченность. Чувствуют ли сотрудники личный вклад в общую цель? Понимает ли сотрудник свой вклад в достижение целей компании?
Если по итогам опроса вы заметили, что действия сотрудников не отражают корпоративные ценности, значит корпоративная культура нуждается в улучшении.
7 шагов для построения корпоративной культуры в компании1. Определите миссию и ценностиПочему существует ваш бизнес и к чему вы стремитесь? Ответ на этот вопрос станет основой корпоративной культуры. Убедитесь, что ваши ценности просты и понятны. Это могут быть инновации, командная работа, ответственность.
2. Лидеры как примерКультура начинается с руководства. Если топ-менеджеры не следуют заявленным принципам, сотрудники тоже не будут их воспринимать всерьез.
- Роль лидера. Демонстрируйте ценности в действии. Если вы говорите об открытости — начните с себя. Открыто обсуждайте с командой возникающие сложности, предоставляйте обратную связь, не обсуждайте коллег за спиной.
- Прозрачная коммуникация. Делитесь планами на будущее, принятыми решениями и изменениями с командой на еженедельных планерках.
3. Вовлечение сотрудниковЛюди ценят, когда их голос слышат. Вовлекайте команду в процесс формирования корпоративной культуры. Это можно сделать через:
- Опросы сотрудников.
- Совместные рабочие группы по разработке инициатив.
- Обсуждения и мозговые штурмы.
4. Создайте позитивную рабочую средуСотрудники проводят на работе треть своей жизни. Сделайте так, чтобы это время позитивные эмоции:
- Развивайте доверие между коллегами и руководством.
- Стимулируйте открытое общение.
- Поощряйте успехи: от простого «спасибо» до нематериальных наград, таких как корпоративная регата, ужин с руководителями в ресторане и многое другое.
Мы подготовили
файл с 30+ методами нематериальной мотивации сотрудников, которые работают у более чем 300 компаний в России и странах СНГ.